Дирижабль-заправщик несет в себе солидный запас энергомёда и запасных частей для других летательных аппаратов. Он – палочка-выручалочка для самолётов и махолётов, обслуживающих пространство вокруг. Чтобы дирижабль прекрасно справлялся с задачей, медведи вложили немало усилий в улучшение его ветроустойчивости и увеличение переносимой полезной нагрузки.
Дирижабли как летательные аппараты на Земле не распространены по ряду причин, однако появляется всё больше проектов по их разработке и улучшению ветроустойчивости – одной из главных проблем дирижабля. Один из таких — проект дирижабля-хаба для дронов — даже запатентован. Подобный аппарат, помимо ветроустойчивости, должен обладать большой грузоподъемностью.
Другой интересный проект запатентовали специалисты Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина». Они разработали систему заправки БПЛА в полёте в любое время года и суток в автоматическом режиме.
Метеозонды — аппараты легче воздуха — упрощают мониторинг погоды и воздушных течений на Берлоге. Главное их преимущество — они не тратят ценный энергомёд. Поскольку отработавший своё метеозонд падает на поверхность Берлоги, заботящиеся об экологической обстановке медведи делают их из биоразлагаемых материалов.
Метеозонды являются важной частью глобальной системы наблюдений, которая лежит в основе прогнозов погоды и мониторинга климата на Земле. Радиозонды питаются от небольшой батареи, прикреплены к свободно поднимающимся аэростатам и их передатчики каждые 1-2 секунды отправляют данные на наземное оборудование слежения. Пролетев много километров, шар зонда лопается и тот падает на поверхность (что является проблемой для экологической обстановки, но постоянно ведутся разработки для того, чтобы создавать такие аппараты из биоразлагаемых материалов).
Производством подобных зондов в России занимаются, например, АО «Радий» и компания «Адал-Метео».
Дрон облетает огромные морские пространства, координируя работу нескольких подводных дронов и принимая от них данные. Так создаётся киберфизическая система, позволяющая отслеживать перемещение рыб и рост полезных водорослей. Для успешной работы на таких расстояниях дрону необходимы мощные связь и батарея. Обычно для таких задач медведи применяют беспилотники махолётного или самолётного типов, способные перемещаться в воздушных потоках, экономя топливо.
Для передачи сигнала на другие беспилотники или сбора данных с них дроны используются давно. Такой аппарат должен иметь мощные батареи для продолжительного полёта, искусственный интеллект и оборудование для ретрансляции сигнала на окружающие беспилотники.
Один из российских примеров – дрон «Квазимачта» от Концерна «Калашников». Он может не только передавать сигнал, но и сам проводить разведку, если оснастить его камерами. Для увеличения продолжительности полёта «Квазимачту» можно подключить по кабелю – и тогда он сможет находиться в воздухе непрерывно целые сутки.
Аппараты, передвигающиеся на этом уровне – проще говоря, уровне тропосферы – должны помогать обеспечивать непрерывную связь, производить мониторинг планеты и уметь месяцами находиться в небе.
Планету Берлога населяют не только медведи, там есть и птицы, которые могут залетать на небезопасные территории или мешать промышленным или строительным процессам. На выручку приходят дроны, которые уводят птиц подальше от опасных объектов и даже меняют потоки их миграции. Так беспилотники применяют для решения экосистемных задач.
Дроны-помощники в аэропортах
Решать проблемы с птицами беспилотники помогают и на Земле — например, отпугивают их от аэропортов. Это очень важная задача, так как в России число столкновений гражданских самолётов с пернатыми в последние годы сильно выросло. Ещё дроны помогают диспетчерам навигировать воздушные суда.
Для этих задач аппарат снабжают датчиками и динамиками, чтобы он мог быстро анализировать ситуацию и реагировать своевременно.
Прогноз с помощью дирижаблей
Дирижабли на Берлоге — не просто средство доставки; Они являются важными элементами системы прогноза, предоставляя дешёвую альтернативу спутникам и самолётам. Их ветроустойчивость (тут медведи преуспели больше нас) и длительное время полёта делают их идеальным устройством для сбора данных. На такие дирижабли поступают данные с других дронов.
Беспилотные дирижабли — это будущее воздухоплавания. Применять их можно для перевозки больших грузов, сбора и анализа данных с других летательных аппаратов и ретрансляции сигнала. А если оснастить их датчиками и камерами, то дирижабль и сам поможет в мониторинге поверхности Земли.
Российская команда Elliscope занимается проектированием и разработкой гибридного летательного аппарата — дирижабля Aeronium, который как раз можно будет применять для сканирования поверхности, ретрансляции сигнала и грузоперевозок.
Дроны самолётного типа на Берлоге разгоняют облака или наоборот — стимулируют конденсацию влаги и вызывают дожди. Медведь за пультом управляет десятками таких дронов, меняя погоду через координацию множества устройств, составляющий киберфизическую систему: объединенные общей физической моделью и системой сбора и анализа данных, множество датчиков и систем беспилотников управляют погодой над огромными массивами суши.
В этом человечество уже мало отличается от населяющих Берлогу медведей. И в мире, и в России существует огромное количество проектов, подразумевающих разгон дронами (даже целым роем) туч или вызов осадков. Особенно такие технологии актуальны для территорий, где регулярно жаркая засуха или, наоборот, частые ливни. Однако у такого применения дронов на Земле есть один существенный минус – получается довольно дорого.
В небе Берлоги летают и стратосферные планеры на солнечных батареях. Пока что их используют для сбора данных с беспилотников нижних этажей неба и применяют в регионах, где из-за слишком сильных ветров не получается использовать дирижабли. Такие планеры стали важной частью системы мониторинга на Берлоге.
Беспилотник на солнечной энергии
На Земле тоже начинают применять солнечную энергию в беспилотниках. Такие аппараты могут использовать для метеорологических исследований, ретрансляции сигнала или разведки — всё зависит от того, какой полезной нагрузкой их снабдить. Дрон на солнечных батареях при отсутствии облаков сможет долго находиться в небе и выполнять возложенные на него задачи.
В России тоже занимаются подобными разработками, например, Московский пограничный институт Федеральной службы безопасности России в 2023 году запатентовал манёвренный разведывательный беспилотник на солнечных батареях.